Экономия топлива на тепловозе

Для каждого собственника локомотивного парка остро стоит вопрос экономии топлива. Тем более ситуация обостряется на фоне роста цены на нефть и постоянные вводы новых санкций со стороны запада. В данной статье мы постараемся разобрать несколько возможных и эффективных способов сэкономить топливо для Вашей компании. Но стоит отметить, что речь пойдет именно о маневровых тепловозах, а не магистральных. Так как системы, которые устанавливаются на магистральные локомотивы, не эффективно работают при маневрах, из-за специфики рабочего процесса.

Итак, каким же образом можно сэкономить на топливе и, на что нужно акцентировать внимание. Ввиду особенности менталитета нашей страны, многие сталкиваются именно с воровством топлива с локомотивов. И, порой, машинистами расход завышается более чем в два раза по сравнению с реальными затратами. С таким явлением сталкивались, и будут сталкиваться,  наверное, большинство владельцев маневровых локомотив. И если, скажем по сравнению с магистральными тепловозами, на которые успешно ставят системы слежения и расхода топлива, помогают в этом вопросе и значительно снижают топливозатраты, то для маневровых тепловозов это системы просто не эффективны и порой даже бессмысленны, и наоборот, влекут за собой затраты на их установку и обслуживание. Так как зачастую за смену маневров на таких локомотивах сжигается, скажем, 200-300 литров дизельного топлива, и если недобросовестный работник «позаимствует» у работодателя 20-40 л. в сутки, то это будет не всегда заметно. Но если сделать перерасчет данного явления на постоянной основе, то в месяц это цифра существенно увеличится и на выходе получается в пределах 1 тонны топлива, а это уже существенные потери для владельца, и тем более, если в парке находятся несколько десятков локомотивов.

Как же с этим бороться ? Жесткий контроль не всегда получается, системы контроля расхода, которые успешно работают на магистральных тепловозах, что бы Вам ни говорили менеджеры компаний продающих такие системы, не способны отследить такой маленький объем топлива (20-40 литров в сутки). Так как, на примере тепловоза ТЭМ2, объем бака составляет – 6 тонн, данные системы требуют полной тарировки топливного бака и делают расчет исходя из изменения уровня топлива в баке. А 20-40 литров из объема 6000 литров – это просто капля в море, и поэтому система не способна качественно дать отчет по сливу топлива.

Для борьбы с явлением – несанкционированного слива топлива с тепловоза мы будем использовать опыт зарубежных стран, которые в этом направлении используют более эффективные методы решения. Исходя из этого, имеются следующие варианты путей решения:

  1. Установка системы видеонаблюдения на маневровый локомотив. Данная практика уже давно используется в Прибалтике и других Европейских странах, и очень эффективно себя зарекомендовала. Суть очень проста, на маневровый локомотив устанавливается несколько камер (от 4 до 8, в зависимости от серии тепловоза) в места, где возможен несанкционированный слив топлива. И оборудование в кабину машиниста, позволяющее вести запись в режиме 24 на 7, т.е. круглосуточно. И при необходимости, вы можете просмотреть любой временной промежуток и с легкостью установить факт кражи дизтоплива.

Данная система удобна, во-первых, тем, что приносит незамедлительный эффект и начинает работать сразу. Так как здесь срабатывает психологически фактор человека. Работник вряд ли осмелится сливать топливо под видеонаблюдением. И, во-вторых, затраты на установку и внедрение системы – единоразовы. Т.е. вам необходимо 1 раз закупить оборудование, произвести установку и далее никаких затрат не потребуется. Только если у Вас большая компания и возможно вы захотите заключить договор на обслуживание систем видеонаблюдения, будут несоизмеримы с  полученной выручкой.

Данная система довольно новая в нашей стране и только начинает практиковаться. Но эффектом от нее остались довольны все, кто начал ее использовать.

Экономия топлива начинается сразу после установки видеокамер на тепловоз. Так например, после установки нашими специалистами камер в одной из компаний по одной точке затраты по топливу снизились более чем на  47%.

  1. Метод премирования работников. Да, как бы это абсурдно не звучало, но это так.  У вас сливают топливо, а вы должны давать премию. Но это только на первый взгляд. Данный способ действительно эффективен, но для этого необходимо провезти глубокий анализ по каждой точке и локомотиву в целом. Этим должен заниматься независимый человек в вашей компании, который будет скрупулезно относится к данному процессу и сможет учесть все мелочи, влияющий на расход топлива. Т.е. необходимо просчитать реальный расход топлива, который необходим для проведения маневровых работ исходя из особенностей локомотива, погодных условий, профиля пути и т.п., так же расход, который указывается машинистами в маршрутных листах. Выявить эту разницу и посчитать потери, которые вы несете в связи с воровством топлива.

Далее Вы должны определить – размер премии, который будет соизмерим с потерями, которые вы несете. Т.е. Вы должны понимать, что недобросовестные работники, имеют хорошую прибавку к зарплате от сливаемого топлива,  и они должны быть заинтересованы, в материальном смысле, в получении премии. Т.е. вы устанавливаете минимальный расчетный расход топлива, и делаете систему премирования для бригад, которые не превышают данную минимальную планку. Это работает еще эффективнее, если у вас много маневровых точек, здесь включается соревновательный эффект между бригадами. И еще раз повторимся, премия за экономию топлива должна быть действительно достойной, что бы работник понимал – что лучше получить достойную премию, чем заниматься воровством топлива и рисковать хорошей работой с высоким заработком.

Поэтому к данному процессу нужно подойти со всей ответственностью и просчитать все реальные затраты и возможную выгоду, которая сложится при эффективной наладке данного процесса.

Данный метод уже внедрен нами в нескольких компаниях, и показал хороший результат по истечении нескольких месяцев работы. В одной крупной компании экономия достигла более 26% топлива от всего локомотивного парка, что привело к существенному росту прибыли.

Описанные выше способы, боле эффективно работают и в совокупности. Но вы можете подобрать для себя более удобный и выгодный, который будет идеально подходить под специфику деятельности Вашей компании. Если у Вас остались вопросы, то можете обратится к нашим специалистам, которые обязательно помогут вам в выборе решения. Так же можете оставить заявку на почту prorzd@yandex.ru на установку камер видеонаблюдения или аудит вашего производства на предмет экономии топлива.

Можете поделится в комментариях какие способы используются у Вас на предприятии для экономии топлива.

Оставить комментарий