Компания произвела детальную оценку вероятных сбоев при реализации магистрального плана, утвержденного правительством по развитию инфраструктуры. В случае возникновения сбоев с финансированием некоторых проектов, возможны уменьшения оборота грузов, что повлечет за собой потерю капитала компании в размере 2 трлн. руб.
Компания «РЖД» произвела анализ данного вопроса и предупредила о вероятности снижения грузооборота и, как следствие, снижении доходов при неисполнении проектов из магистрального плана правительства по развитию инфраструктуры. Данный риск был обозначен в программе по долгосрочному развитию компании. Данный документ был утвержден 20 марта настоящего года, председателем правительства РФ – Дмитрием Медведевым.
В план по развитию инфраструктуры были включены такие проекты как:
— Увеличение пропускной способности БайкалоАмурской и Транссибирской Магистралей до 180 млн тонн;
— Увеличение скорости транзита контейнеров по направлению с востока на запад;
— Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) по маршруту Москва-Нижний Новгород и Челябинск-Екатеринбург;
— Ремонт и обновление инфраструктуры железных дорого на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна.
Из анализа монополии, следует, что при положительном развитии проектов и реализации плана правительства прирост грузооборота составит 21%, но возможно и достижение прироста в 37%, при хорошем стечении обстоятельств. Основной сегмент перевозимых грузов приходится на руду, уголь и стройматериалы.
Однако, как известно из информации представленной компанией РЖД, на эти показатели может серьезно повлиять финансовая сторона вопроса , при строительстве крупных проектов. Как сообщается в источнике:
«…К проблемам может привести решение акционера о направлении чистой прибыли монополии на выплату дивидендов, а не на проекты, предусмотренные в программе развития».
В плане РЖД сообщается следующее: «…Для минимизации [последствий невыполнения плана] сформированы предложения об оценке рисков реализации проектов, предусмотренных указанным комплексным планом, а также укрупненные предложения об управлении ими». Вместе с этим, компания РЖД заявляет о том, что проекты будут финансироваться из бюджета самой монополии, из-за отсутствия государственной поддержки.
Так же по информации при снижении оборота грузов на 1% в период 2019-2025 гг. повлечет за собой снижение доходов компании на 500 млрд. руб., и как следствие сокращению чистой прибыли на 247 млрд. руб., а инвестпрограммы – на 700 млрд. руб. Если же рассматривать, наихудший вариант снижения оборота грузов на 4%, то легко посчитать, что монополия понесет снижение доходов на 1,98 трл. руб, чист. приб. – на 926 млрд. руб, а инвестиционной программы – на 2,47 трл. руб.
В августе 2018 года на совещании Максима Акимова и Дмитрия Козака рассматривался вопрос о пересмотре политики дивидендов части государственных компаний, которая будет предусматривать возможность тратить прибыль свою прибыль на развитие своих инвестиционных проектов, вместо выплаты дивидендов. Так например, глава ОАО «РЖД» Белозеров и вовсе настаивает на выплате дивидендов собственникам только привилегированным акциям (Для примера из отчетов РЖД по выплатам обыкновенных акций фигурировала сумма в 8,75 млрд руб, по префам – 5 млн руб.)
Однако, были и против такой политики, например, Силуанов Антон, выступал за то, что бы компании искали источники финансирования своих инвестиционных проектов внутри компании, за счет снижение издержек.