Проект ВСМ по маршруту Москва-Казань не был одобрен президентом Владимиром Путиным, по это причине правительство стало разрабатывать вариант постройки ВСМ по новому маршруту Москва — Санкт-Петербург.
На этой неделе прошло рассмотрение перспектив ранее предложенного проекта по стройке ВСМ (высокоскоростная магистраль) в направлении Москва – Казань, в котором принял участие Владимир Путин. По окончании обсуждения данный проект не получил положительного вердикта со стороны президента РФ, данную информацию подтвердили 2 источника, имеющих непосредственное отношение к правительству.
По информации этих источников в ходе обсуждения ВСМ происходило следующее: «…проект обсуждался, но решение о старте строительства принято не было». Так же было отмечено, что это решение пока что не официальное и нигде не формализовано.
Вместе с тем, один из чиновников федерального уровня сообщает, что данное решение еще не окончательное и вовсе не принято.
Но возвращаясь к информации от 2 источников, в которой сообщается, что решение по ВСМ, все-таки формализуют и объявят 11 апреля 2019 года. После чего, в компании РЖД, начнет прорабатываться аналогичный проект по строительству ВСМ по другому маршруту Москва – Санкт-Петербург.
Напомним, что в ноябре предыдущего года, Владимир Путин рекомендовал правительству рассмотреть еще раз необходимость строительства ВСМ Москва-Казань, а так же пристально рассмотреть вопрос о прибыльности проекта в дальнейшем. Так как доход от проекта, напрямую может повлиять на его финансирование из бюджета.
На данный момент РЖД не дает комментариев по этой ситуации. Как сообщается, вице-премьер Акимов Максим поддерживает начало строительства этой ВСМ, о чем говорит его доклад от 13 марта 2019 года, утвержденный председателем правительства Дмитрием Медведевым. Данный доклад был направлен Путину, по сообщению газеты «Ведомости». По оценке специалистов, 1ый этап строительства ВСМ обойдется в 621,5 млрд. руб. и уже состоит в плане развития инфраструктуры.
По данному проекту выражались разные мысли, в том числе и отрицательные. Так, например, Минфин занимал противоположную строительству позицию, объясняя это тем, что пассажиропоток, который заложили в расчете финансовой модели, значительно завышен, и соответственно возникает риск снижения реальной прибыли после строительства — относительно расчетной. И вместе с этим, Минфин высказал предложение по перераспределению части финансов (200 млрд. руб.) от строительства ВСМ на развитие Северного морского пути и Авиации РФ. Антон Силуанов – глава министерства финансов, так же не видит экономической выгоды от строительства ВСМ Москва – Казань.
У Максима Акимова на этот счет свое мнение: «…В операционной модели проект точно безубыточен и не будет требовать субсидий. Все эксперты подтвердили, что модель летающая».
Строительство 800 километровой магистрали Москва-Казань находится на обсуждении уже с 2013 года. В случае существования ВСМ существенно сократилось бы время поездки с 11,5 до 3,5 часов. Но, вместе с этим, из-за инфляционных и прочих факторов стоимость этого проекта за 6 лет обсуждения увеличилась с 1 трлн. до 1,7 трлн. руб. Из этой суммы, предполагается, что государство безвозвратно предоставит 700 млрд. руб.
Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург
Параллельно правительство рассматривает возможность еще одного варианта по строительству ВСМ по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Однако Максим Акимов выражает по этому поводу следующее: «…Но эта инициатива не должна откладывать реализацию проекта Москва — Казань. Здесь мы готовы стартовать, а по линии Москва — Питер нет ни страницы готовых документов, даже ТЭО».
Но Минэкономразвитие, а в частности глава ведомства Максим Орешкин, считает, что ВСМ до Питера будет гораздо эффективнее в экономическом плане по сравнению с ВСМ до Казани.